Уважаемые жители! Наш округ переименован в Княжево!

Уважаемые жители!

Сообщаем вам, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга о внесении изменений в закон Санкт-Петербурга "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга" и отдельные законы Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области территориального устройства Санкт-Петербурга и организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге от 19 марта 2010 года N 124-39, вступившим в силу с 01 января 2011 года Муниципальное Образование Муниципальный Округ № 25 официально переименовывается в Муниципальное Образование Муниципальный Округ Княжево.

Почему Княжево?

История Петербурга – это интереснейшая страница в жизни государства Российского. Этот великий город — таинственный и мрачный, роскошный и блистательный — таит в своей биографии множество историй, секретов и мистических тайн. Сегодня мы расскажем лишь об одном из фрагментов этой истории, которая касается нас с вами, тех, кто живет на территории бывшего поселка Княжево.

Чтобы все было понятно, начнем с истоков основания нашего города, так как практически сразу после его появления на карте мира, на территории, где мы с вами живем, началось строительство одной из главных городских дорог — Петергофской. Это та самая улица, которая недавно называлась проспект Газа. Сейчас это Старопетергофский проспект, переходящий в проспект Стачек и Старопетергофское шоссе.

Биография нашего города на протяжении его существования прочно связана с Нарвской заставой — исторической местностью, которая находилась за чертой города. Через территорию современного Кировского завода пролегал тракт, связывающий Санкт-Петербург с городом Нарвой. Тракт закрывался шлагбаумом в одиннадцать часов вечера и поднимался, когда часы били «утреннюю зарю». Во времена начала строительства Санкт-Петербурга Нарвская застава представляла собой глухое, поросшее лесом место. Именно сюда по указу Петра I начали переселять казенных крестьян из всех российских провинций.

Заложив Санкт-Петербург в 1703 году, Петр I практически сразу начал строить императорскую резиденцию Петергоф для отдыха и Кроншлодт для защиты города от врагов. Именно здесь русский царь планировал встречать высочайших гостей, прибывающих морем, и доставлять их в Санкт-Петербург по Петергофской дороге. Петр I вступил в жесточайшую схватку с природой, заложив на болотистых землях город. Таким же шагом было и начало строительства Петергофской дороги. Петр I видел свой город блистательным, торжественным и праздничным. Такой же он хотел видеть Петергофскую дорогу — она своим блеском, великолепием и красотой должна была поражать гостей, прибывших морем в Санкт-Петербург.

Первые постройки на территории МО МО № 25 относятся примерно к 1700-му году — это стены Красненького кладбища. Именно недалеко от этих стен существовало известное на весь Санкт-Петербург увеселительное заведение «Красный Кабачок» и именно отсюда началась раздача земель Петром I под строительство дач. Указом от 26 ноября 1706 года Петр I подарил местность, расположенную здесь, своему толмачу Семену Иванову. Здесь же обосновались стольник Пушкин и его брат. Позже — племянница Анны Иоанновны А.Ф. Юшкова, лейб-медик Елизаветы Петровны, граф Листок, придворный повар Яков Гансен, представители известнейшей фамилии Нарышкиных, светлейший князь Г.А. Потемкин, Апраксины и другие.

Непроходимая лесная чаща вокруг Петергофской дороги превратилась в сказочное царство с роскошными особняками. Здесь фантазии богатейших людей Санкт-Петербурга находили свое воплощение в роскошных особняках, оранжереях с тропическими растениями, китайских беседках, искусственных прудах с водопадами, мельницах и другими диковинными забавами.

Трудно себе представить, что на месте трамвайного парка им. Котлякова находилась самая богатая усадьба Л.А. Нарышкина — любимца Екатерины II. Усадьба называлась «Левендаль», и императрица часто любила бывать здесь на отдыхе вместе с Г.А. Потемкиным. Это всего одна остановка от Ленинского проспекта.

С 1754 года Петергофская дорога содержалась под пристальным вниманием властей. Ее начали мостить, по эскизам Ринальди строились верстовые мраморные столбы. Один из них сохранился до наших дней (на углу ул. Трефолева и пр. Стачек).

По дороге началось оживленное движение. Природная красота местности и удобное сообщение с Санкт-Петербургом оправдали создание императорской резиденции Петергоф, а Петергофская дорога превратилась в парадную столичную магистраль. В 1834 году А.С. Пушкин написал: «Петербург ужасно скучен. Говорят, что весь свет живет на Петергофской дороге».

На территории, которую сейчас занимает наше муниципальное образование, было построено множество особняков наших знаменитых соотечественников. Некоторые из них сохранились в своем первозданном виде. Это очень интересные страницы былых времен, и о них отдельный разговор.

Что-то было утрачено навсегда. В 1859 году сгорел «Красный Кабачок» — в нем в ночь перед переворотом 1762 года в гостевых комнатах по дороге в Петергоф останавливалась Екатерина II, примерно на месте сгоревшего трактира, готовясь к штурму города, построили ДОТ, а в 1951-м году по проекту архитектора Каменского здесь был создан мемориал – танк на пьедестале.

Но вернемся в XIX век. Изменение политической и экономической ситуации в конце XIX — начале XX веков вызвало угасание Петергофской дороги. На ней стали селиться финансисты, купцы, промышленники, романтика начала исчезать. В 1801 году на Петергофской дороге появилось первое промышленное предприятие — Путиловский завод. В 1857 году открывается железнодорожное сообщение от Санкт-Петербурга до Петергофа. Затем — до Ораниенбаума. После отмены крепостного права в 1861 году начинается распад крупных усадеб и отток крестьян в город на заводы.

Крупные усадьбы делят и начинают за низкую цену распродавать. Такая участь постигла роскошную усадьбу Нарышкина. Усадьба в 1810 году попала в руки коллежской асессорши Баташовой — тогда эта усадьба включала регулярный сад, оранжерейное хозяйство и лесной массив. В 1885 году хозяйкой этих земель стала княгиня Урусова. В начале ХХ века княгиня Урусова усадьбу продала.

12 октября 1904 года князь Н.Е. Куткин, купив эту усадьбу, обратился в уездную земскую управу с ходатайством об утверждении плана улиц нового поселка и присвоения ему наименования «Княжево». Ходатайство князя Куткина было рассмотрено на заседании строительного отделения Петербургского губернского управления, и план дачного зимнего поселка «Княжево» был утвержден 24 мая 1906 года.

В поселке был проложен Трамвайный проспект, Княжеский, Тургеневский и несколько улиц поперек. В поселке, который находился в 10 верстах от Адмиралтейства, были предусмотрены церковь, лечебница, аптека, водолечебница, почта, телеграф и пожарная команда графа Шереметьева.

Поселок освещался электрическими фонарями, планировалась постройка водопровода. Но в 1912 году семья Куткиных продала «Княжево» управлению Балтийской железной дороги.

Территория поселка Княжево знаменита тем, что именно здесь на рубеже XIX—XX веков было запланировано появление первой электрической дороги. Такие предложения появились в 1898 году — проект электрического трамвая, следующего от Петербурга до Ораниенбаума низом вдоль Петергофской дороги. Занималось этим Общество Ораниенбаумской электрической линии. В сокращении — ОРАНЭЛ. В народе ее прозвали ОРАНЭЛА. Центральная электростанция строилась на берегу Екатерингофки, а три — в поселке «Княжево». Из четырех электроподстанций сохранилась только постройка из красного кирпича на проспекте Стачек, вблизи Трамвайного проспекта (напротив первой остановки после поворота направо с Трамвайного проспекта на Стачек).

В Княжеве появился вагонный парк с мастерскими (теперь парк им. Котлярова). Первый участок дороги от депо «Княжево» до Путиловского завода открылся в декабре 1915 года, а в январе 1916 года трамваи пошли до Нарвских ворот.

На планах поселка Княжево 1930 года изображены практически все постройки. Здесь были не только дачные дома, а и прекрасные лесные аллеи, которые бережно сохранялись.

Есть утверждение, что Княжево прекратило свое существование во время войны. Следов поселка не осталось никаких. В начале 1950-х годов о ранее существовавшем здесь поселке Княжево напоминала трамвайная остановка с таким же названием на углу проспекта Стачек и Трамвайного проспекта. В те годы трамвай № 36 ходил по проспекту Стачек до Стрельны. Сейчас о славном прошлом поселка, о романтических временах XVIII—XX веков нам напоминают птицы, которые возвращаются туда, где жили в роскошных садах их голосистые предки.

12 октября 1904 года князь Н.Е. Куткин, купив эту усадьбу, обратился в уездную земскую управу с ходатайством об утверждении плана улиц нового поселка и присвоения ему наименования «Княжево». Ходатайство князя Куткина было рассмотрено на заседании строительного отделения Петербургского губернского управления, и план дачного зимнего поселка «Княжево» был утвержден 24 мая 1906 года.

Вернуться
Сделано в AIS.