Петербургский троллейбус: 78 лет на службе у 78 региона

21 октября 1936 года – знаменательная дата в истории нашего города: на улицах Ленинграда появились первые троллейбусы. В этом году «безрельсовому трамваю», а именно так поначалу называли новый вид транспорта, исполняется 78 лет. Символичная для нашего региона цифра своеобразно подчеркивает историческую роль троллейбуса, ставшего еще и частью облика Северной столицы.

Ленинград - четвертый город в СССР после Москвы, Киева и Ростова-на-Дону, где появился на тот момент самый современный вид транспорта. По сравнению с привычным и популярным среди ленинградцев трамваем он выгодно отличался маневренностью, скоростью, бесшумностью и плавностью хода.

Пуску троллейбусов предшествовала большая работа как специалистов «Лентрамвая», так и других городских предприятий: создавалась инфраструктура, прокладывалась троллейбусная контактная сеть, а на территории трампарка им. Смирнова неподалеку от Смольного расположилось троллейбусное депо.

Новый вид транспорта был призван обслуживать те улицы, где не было трамвая и автобуса, разгрузить некоторые трамвайные линии, а также стать подспорьем трамваю на центральных городских магистралях для пассажиров, едущих на небольшие расстояния.

Большое значение придавалось безопасности и комфорту ленинградцев: водителей троллейбусов готовили из лучших вагоновожатых и шоферов. Привлекал внимание первых пассажиров, которые в нетерпении выстраивались в очередь на остановках, и необычный внешний вид нового транспорта. Троллейбусы ЯТБ-1 (производства Ярославского завода), одни из первых в нашем городе, радовали глаз яркой окраской. По достоинству были оценены и мягкие сиденья в интерьере машины. Одна из таких машин занимает достойное место в Музее городского электрического транспорта. За один день работы четыре троллейбуса перевезли более 8 тысяч человек.

Троллейбусное хозяйство развивалось стремительно: к концу 1936 года парк насчитывал 19 машин, которые ежедневно перевозили по 14-17 тысяч пассажиров, параллельно проектировались новые линии. Любопытно, что в апреле 1937 года даже работал ночной троллейбусный маршрут. За первое полугодие 1941 года пассажиропоток троллейбусов достиг 22,4 миллионов человек.

В военные годы троллейбусное движение в нашем городе было прервано. Из-за отключения напряжения и разрушения контактной сети многие машины так и остались на городских улицах. «…От Московского до самой Александро-Невской лавры – цепь обледеневших, засыпанных снегом, тоже мертвых, как люди, мертвых троллейбусов. Друг за другом, вереницей, несколько десятков. Стоят… Наверное, всегда теперь так будут стоять. Невозможно представить, чтобы все это когда-нибудь двинулось, зазвенело, зашелестело по асфальту. Неужели мы в этом когда-то ездили?», - описывает те события в своем «Ленинградском дневнике» Ольга Берггольц. Вновь троллейбусное движение восстановилось после снятия блокады Ленинграда.

Расцвет электротранспорта в нашем городе, а вместе с тем и троллейбусного движения пришелся на 80-е годы. Любопытно, что в этот период быстро растущие пассажиропотоки взяли на себя троллейбусные поезда: сцепка из двух моторных машин. Они проработали до 2002 года пока не исчерпали свой ресурс.

В наши дни троллейбус продолжает служить петербуржцам. Ежедневно на 44 маршрутах работают порядка 670 машин, которые перевозят практически полмиллиона пассажиров в день.

Вернуться
Сделано в AIS.