СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

СТРАТЕГИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(Утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 №1666).

 

Общие положения

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на пе-риод до 2025 года (далее - Стратегия) - система современных приоритетов, целей, прин-ципов, основных направлений, задач и механизмов реализации государственной нацио-нальной политики Российской Федерации.

Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, че-ловека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, со-хранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных ин-тересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граж-дан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности федеральных органов госу-дарственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления (далее также - госу-дарственные и муниципальные органы), их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федера-ции. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Рос-сийской Федерации, развития их национальных языков и культур.

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, об-щепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, многовековом политико-правовом опыте многонационального Российского государства.

Стратегия разработана с учётом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, дол-госрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодёжной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сфе-ру государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учётом преемственности основных положений Концепции государственной национальной поли-тики Российской Федерации 1996 года.

Основными вопросами государственной национальной политики Российской Фе-дерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются:

а) сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укреп-ление их духовной общности;

б) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных мень-шинств;

в) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Север-ном Кавказе;

г) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Россией.

Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в но-вых концептуальных подходах с учётом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений.

Реализация Стратегии должна способствовать выработке единых подходов к реше-нию проблем государственной национальной политики Российской Федерации государ-ственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.

Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный харак-тер, призвана развивать потенциал многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и всех составляющих его народов (этнических общностей).

 

Состояние межнациональных (межэтнических) отношений

в Российской Федерации

 

Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (поли-этнических) государств мира. На ее территории проживают представители 193 нацио-нальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в каче-стве предмета изучения.

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию, на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культур-ное многообразие и духовная общность различных народов. Современное Российское гос-ударство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизацион-ный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, ува-жением самобытных традиций населяющих Россию народов и способностью интегриро-вать их лучшие достижения в единую российскую культуру.

Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежно-сти населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимо-действия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов явля-ются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской гос-ударственности, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития меж-национальных отношений в Российской Федерации.

Реализация Концепции государственной национальной политики Российской Фе-дерации 1996 года способствовала сохранению единства и целостности России. В резуль-тате мер по укреплению российской государственности, принятых в 2000-е годы, удалось преодолеть дезинтеграционные процессы и создать предпосылки для формирования об-щероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы народов России, вос-становления исторической связи времён, укрепления национального согласия и духовной общности населяющих её народов. Достигнуты существенные результаты в обеспечении политической стабильности на Северном Кавказе, созданы правовые гарантии прав ко-ренных малочисленных народов, сделаны существенные шаги по развитию национально-культурной автономии, по обеспечению прав граждан и национальных (этнических) общ-ностей в сферах образования и развития национальных языков.

Вместе с тем в сфере межнациональных отношений имеются нерешённые пробле-мы, вызванные как глубокими общественными преобразованиями при формировании в современной России свободного открытого общества и рыночной экономики, так и неко-торыми просчётами в государственной национальной политике Российской Федерации. Сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтниче-ской нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма.

На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации;

б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Феде-рации;

в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность от-дельных представителей власти;

г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике;

д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по форми-рованию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационально-го общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;

е) распространённость негативных стереотипов в отношении некоторых народов;

ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных кон-фликтов в субъектах Российской Федерации;

з) недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социаль-ной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографи-ческого развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом;

и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, нерешённость про-блем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия междуна-родного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная пре-ступность.

Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых за-дач и приоритетных направлений в сфере государственной национальной политики Рос-сийской Федерации, решать которые предполагается, руководствуясь настоящей Страте-гией.

 

Цели, принципы, приоритетные направления и задачи государственной

национальной политики Российской Федерации

Целями государственной национальной политики Российской Федерации являют-ся:

а) упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

в) гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;

г) обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств;

д) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов.

Цели, указанные в пункте 17 настоящей Стратегии, достигаются совместными дей-ствиями общества и государства на основе конституционных принципов демократии и федерализма, принципов единства, патриотизма и социальной справедливости, стабильно-го и суверенного развития России, уважения национального достоинства её граждан и яв-ляются основой для решения долгосрочных задач государственного строительства, успешного развития страны в экономической, социально-культурной и внешнеполитиче-ской сферах, обеспечения национальной безопасности.

Основными принципами государственной национальной политики Российской Фе-дерации являются:

а) государственная целостность, национальная безопасность Российской Федера-ции, единство системы государственной власти;

б) равноправие и самоопределение народов Российской Федерации;

в) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, националь-ности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места житель-ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

г) предотвращение и искоренение любых форм дискриминации по признакам соци-альной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

д) уважение национального достоинства граждан, предотвращение и пресечение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо враж-ды;

е) государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;

ж) взаимное уважение традиций и обычаев народов Российской Федерации;

з) обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов (малочисленных этнических общностей), включая поддержку их экономического, социального и культур-ного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

и) обеспечение прав национальных меньшинств;

к) содействие добровольному переселению в Российскую Федерацию соотече-ственников, проживающих за рубежом, а также обеспечение поддержки их деятельности по сохранению и развитию родного языка и культуры, укреплению связей с Россией;

л) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства;

м) разграничение предметов ведения и полномочий органов государственной вла-сти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Феде-рации и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной поли-тики Российской Федерации;

н) комплексность решения задач государственной национальной политики Россий-ской Федерации с учётом её межотраслевого характера;

о) недопустимость создания политических партий по признаку расовой, нацио-нальной или религиозной принадлежности;

п) взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Россий-ской Федерации;

р) преемственность исторических традиций солидарности и взаимопомощи наро-дов России;

с) своевременное и мирное разрешение межнациональных (межэтнических) проти-воречий и конфликтов;

т) пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, нарушение межнационального мира и согласия, разжигание расовой, национальной и ре-лигиозной розни, ненависти либо вражды.

 

Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

б) обеспечение межнационального мира и согласия, гармонизация межнациональ-ных (межэтнических) отношений;

в) обеспечение равноправия граждан, реализации конституционных прав граждан в сфере государственной национальной политики Российской Федерации;

г) создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигран-тов;

д) обеспечение социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Россий-ской Федерации (российской нации);

ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;

з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;

и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания под-растающего поколения;

к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка Российской Федера-ции;

л) информационное обеспечение реализации государственной национальной поли-тики Российской Федерации;

м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;

н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной националь-ной политики Российской Федерации.

 

Задачи в сфере государственной национальной политики Российской Федера-ции:

а) задачи по совершенствованию государственного управления в сфере государ-ственной национальной политики Российской Федерации:

- объединение усилий государственных и муниципальных органов и институтов гражданского общества для укрепления единства российского народа, достижения межна-ционального мира и согласия;

- обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствую-щих максимальному учёту в системе государственного управления национально-культурных интересов народов России и их удовлетворению;

- создание условий для участия коренных малочисленных народов в решении во-просов, затрагивающих их права и интересы;

- обеспечение учёта и реализации задач государственной национальной политики Российской Федерации в федеральных и региональных документах государственного стратегического планирования;

- совершенствование системы управления и координации государственных и му-ниципальных органов при реализации государственной национальной политики Россий-ской Федерации.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся:

- регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления госу-дарственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, эт-нокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтниче-ских) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диа-лога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интегра-ции мигрантов;

- признания социально ориентированными российских некоммерческих организа-ций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотруд-ничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Рос-сийской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этно-логического мониторинга и предупреждения конфликтов;

- разграничения полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции и органами местного самоуправления, а также уточнения компетенции органов мест-ного самоуправления по вопросам реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- организационное обеспечение совершенствования деятельности органов государ-ственной власти субъектов Российской Федерации по решению задач государственной национальной политики Российской Федерации;

- совершенствование организации местного самоуправления с учётом возможности использования форм традиционной территориальной самоорганизации народов России в целях создания условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп насе-ления, а также учёт их интересов и потребностей в деятельности органов местного само-управления;

- разработка государственной программы, направленной на укрепление единства многонационального народа России (российской нации), обеспечение гражданского и межнационального согласия, этнокультурного развития народов России (далее - государ-ственная программа);

- обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государ-ственных и муниципальных служащих по утверждённым в установленном порядке типо-вым учебным программам по вопросам реализации государственной национальной поли-тики Российской Федерации;

б) задачи по обеспечению равноправия граждан, реализации их конституцион-ных прав в сфере государственной национальной политики Российской Федерации:

- обеспечение реализации принципа равноправия граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен-ным объединениям, а также других обстоятельств при приёме на работу, при замещении должностей государственной и муниципальной службы, должностей в правоохранитель-ных органах и в судебной системе, при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях;

- создание условий для свободного определения гражданами своей национальной принадлежности;

- принятие мер по недопущению проявлений дискриминации в отношении граждан различной национальной принадлежности при осуществлении государственными и муни-ципальными органами и организациями своей деятельности;

в) задачи по обеспечению межнационального мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений:

- определение в качестве приоритетных задач в сфере государственной националь-ной политики Российской Федерации для государственных и муниципальных органов и их должностных лиц вопросов, связанных с поддержанием межнационального мира и со-гласия, гармонизацией межнациональных отношений, профилактикой возникновения конфликтных ситуаций, содействием диалогу между представителями различных этниче-ских общностей;

- установление ответственности должностных лиц государственных и муниципаль-ных органов за состояние межнациональных отношений на соответствующих территори-ях, а также мер стимулирования указанных лиц;

- формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распростра-нению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;

- совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экс-тремизма и терроризма;

- принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизво-дящей идеи нацизма, на обеление этих идей;

- вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных органи-заций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и рели-гиозной нетерпимости;

организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма в социальных сетях;

- предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасно-сти государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

- определение полномочий и ответственности руководителей и иных должностных лиц государственных и муниципальных органов в сфере профилактики и пресечения межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной напряжённости и конфлик-тов;

- создание государственной и муниципальной систем мониторинга состояния меж-этнических отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций; эти системы должны базироваться на диверсификации источников информации и обеспечивать воз-можность оперативного реагирования на возникновение конфликтных и предконфликт-ных ситуаций в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях;

- реализация мер правового и информационного характера по профилактике недоб-росовестного использования этнического фактора в избирательном процессе и в партий-ных программах;

- учёт этнических и религиозных аспектов в работе с личным составом Вооружён-ных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, орга-нов внутренних дел Российской Федерации, мониторинг состояния межнациональных от-ношений в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;

г) задачи по обеспечению социально-экономических условий для эффективной реализации государственной национальной политики Российской Федерации:

- обеспечение сбалансированного, комплексного и системного развития крупных экономических регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образова-ний, включая оптимальное использование накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной коопе-рации, рациональное размещение производительных сил; сокращение уровня социально-экономической дифференциации регионов; совершенствование межбюджетных отноше-ний в целях обеспечения дополнительных условий для реализации принципов социальной справедливости и равноправия граждан, гражданского мира и согласия;

- создание благоприятных условий для экономического и социального развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях обеспечения свободы предпринимательской деятельности и социальной защиты граждан;

- формирование гибкой системы расселения, учитывающей многообразие регио-нальных и этнокультурных укладов жизни населения;

- содействие развитию народных промыслов и ремёсел в целях увеличения занято-сти населения, в том числе на селе, в горных и других отдалённых районах, в местах тра-диционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочис-ленных народов;

- повышение уровня адаптированности традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов к современным экономическим условиям с учётом обеспечения защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

- обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания, в том числе в отдалённых местах традиционного прожи-вания;

- обеспечение потребностей российской экономики и рынка труда, интересов сба-лансированного развития регионов, решения задач демографической политики путём ак-тивного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для при-влечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоиз-быточных регионах;

д) задачи по содействию национально-культурному развитию:

- обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма;

- распространение знаний об истории и культуре народов Российской Федерации;

- формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соот-ветствии с нормами морали и традициями народов Российской Федерации;

- развитие межнациональных (межэтнических) и межрегиональных культурных связей, в том числе путём принятия и реализации соответствующих региональных про-грамм, распространение традиционных и современных произведений литературы и искус-ства народов России и бывшего СССР, в том числе с привлечением государственных теле- и радиоканалов и общественного телевидения, организация художественных выставок, гастролей творческих коллективов;

- развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, оздоровитель-ных и рекреационных зон, расширение государственной поддержки национальных видов спорта, проведение спартакиады народов России;

- организация посещения молодёжью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

- обеспечение сохранения и приумножения культурного наследия народов Россий-ской Федерации путём:

- формирования в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов России;

- расширения возможностей доступа к отечественным культурным ценностям, ма-териальному и нематериальному историческому наследию народов России;

- развития волонтёрского (добровольческого) движения в сфере сохранения куль-турного наследия, включая реставрацию культурных ценностей;

- совершенствование системы подготовки национальных кадров в сфере культуры;

- разработка дополнительных мер государственной поддержки научных исследова-ний, научно-популярных публикаций, создания произведений литературы, искусства, ки-но и телевидения, интернет-продукции, освещающих значимые исторические события, пропагандирующих общие достижения народов России;

е) задачи государственной национальной политики Российской Федерации в сфере образования, патриотического и гражданского воспитания подрастающего по-коления заключаются в формировании у детей и молодёжи общероссийского гражданско-го самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за исто-рию нашей страны, в воспитании культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нрав-ственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса путём:

- повышения роли гуманитарного направления в процессе образования, разработки учебных программ по изучению многовекового опыта взаимодействия народов России посредством ознакомления с историческими документами о знаковых событиях, раскры-вающих истоки общероссийского единства и солидарности;

- совершенствования системы обучения в общеобразовательных учреждениях в це-лях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием ува-жения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям;

- введения в программы общеобразовательных учреждений образовательных кур-сов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России;

- использования в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективно-го пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества;

- создания в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования структур студенческого самоуправления (клубов, советов и других) на ин-тернациональной основе, а также условий для координации их деятельности;

- поддержки общественных инициатив, направленных на патриотическое воспита-ние граждан Российской Федерации;

- совершенствования учебной литературы и программ обучения в целях более эф-фективного формирования у подрастающего поколения общероссийского гражданского самосознания, воспитания культуры межнационального общения;

- подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- содействия образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребован-ным на рынке труда;

ж) задачи по поддержке русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России:

- создание оптимальных условий для сохранения и развития языков народов Рос-сии, использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных ор-ганизаций;

- включение в государственную программу мер по поддержке языков народов Рос-сии и защите языкового многообразия;

- обеспечение полноценных условий для изучения и использования гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федера-ции; - обеспечение прав граждан на изучение родного языка;

- недопустимость ущемления прав граждан на свободный выбор языка общения, образования, воспитания и творчества;

- обмен теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продук-цией на национальных языках между субъектами Российской Федерации;

- возрождение и поддержка практики перевода произведений отечественной лите-ратуры на языки народов России;

- содействие соотечественникам, их детям, проживающим за рубежом, в сохране-нии и развитии русского и других языков народов России;

з) задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:

- создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для пере-селения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;

- решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографиче-ских задач с учётом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федера-ции;

- содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигран-тов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в

целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и ра-совой нетерпимости;

- противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку; - обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с обществен-ными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интегра-ции мигрантов;

- стимулирование создания в странах происхождения мигрантов курсов по изуче-нию русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации;

- совершенствование системы мер, обеспечивающих уважительное отношение ми-грантов к культуре и традициям принимающего сообщества;

- использование потенциала и опыта регулирования евразийских интеграционных процессов при реализации государственной миграционной политики Российской Федера-ции;

- укрепление роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социальной и культурной адаптации мигрантов на основе ис-пользования инфраструктуры культурных и учебных центров;

- обеспечение на основе государственно-частного партнёрства участия обществен-ных объединений и религиозных организаций в деятельности многофункциональных культурно-образовательных интеграционных центров, в которых мигранты получают юридические и бытовые услуги, обучаются русскому языку, знакомятся с российской культурой, историей и основами законодательства Российской Федерации;

и) задачи по информационному обеспечению реализации государственной наци-ональной политики Российской Федерации:

- формирование и совершенствование мер стимулирования государственных, му-ниципальных и негосударственных теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации, журналистов, освещающих вопросы реализации государственной нацио-нальной политики Российской Федерации, включая поддержку проектов, направленных на реализацию целей и задач настоящей Стратегии;

- распространение рекламной и промышленной продукции, производство и разме-щение в теле- и радиоэфире роликов социальной рекламы и иной видеопродукции, под-держка создания тематических радио- и телепередач, газетных и журнальных рубрик, ин-тернет-проектов, направленных на реализацию целей и задач государственной националь-ной политики Российской Федерации;

- организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов межнационального (межэтнического), межконфессионального и межкультурного взаимодействия;

- выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, обще-ственных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией государственной национальной политики Российской Федерации;

- осуществление органами государственной власти и органами местного само-управления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по во-просам реализации государственной национальной политики Российской Федерации, а также проведение регулярных семинаров для журналистов по повышению их квалифика-ции в этой сфере;

- использование мер общественного контроля в целях недопущения публикаций, направленных на разжигание межнациональной (межэтнической) или межконфессиональ-ной ненависти либо вражды;

к) задачи по совершенствованию взаимодействия государственных и муници-пальных органов с институтами гражданского общества при реализации государ-ственной национальной политики Российской Федерации:

- участие Общественной палаты Российской Федерации и региональных обще-ственных палат в подготовке управленческих решений в сфере государственной нацио-нальной политики Российской Федерации;

- усиление роли общественных советов при государственных и муниципальных ор-ганах в деятельности по повышению общероссийского гражданского самосознания, гар-монизации межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, обеспечению социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- поддержка деятельности межнациональных общественных объединений, ассоци-аций, фондов, национально-культурных автономий как важного средства выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения стабильности межнацио-нальных отношений, предупреждения конфликтов на национальной почве, обеспечения реализации настоящей Стратегии;

- усиление общественного контроля деятельности государственных органов и орга-нов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики Российской Федерации;

- обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности институтов гражданского общества в сфере государственной национальной политики Рос-сийской Федерации, а также совершенствование механизмов их финансовой отчётности;

- обеспечение открытости и публичности рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, их непредвзятого и ответственного освещения в средствах массовой информации;

- вовлечение институтов гражданского общества, в том числе молодёжных и дет-ских общественных объединений, в проведение мероприятий по профилактике проявле-ний межнациональной (межэтнической) нетерпимости либо вражды в детской и молодёж-ной среде;

- развитие этнокультурной инфраструктуры, в том числе домов дружбы, центров национальной культуры, иных государственных и муниципальных учреждений, деятель-ность которых направлена на решение задач государственной национальной политики Российской Федерации;

- использование потенциала институтов гражданского общества, в том числе наци-ональных и многонациональных общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, в целях гармонизации межнациональных (межэтнических) отно-шений, совместного противодействия росту межнациональной напряжённости, экстре-мизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти либо вражды;

л) задачи в области международного сотрудничества при реализации государ-ственной национальной политики Российской Федерации:

- содействие формированию положительного имиджа Российской Федерации за рубежом как демократического государства, гарантирующего удовлетворение этнокуль-турных потребностей граждан на основе многовековых российских традиций гармониза-ции межнациональных (межэтнических) отношений;

- обеспечение изучения, популяризации и распространения за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное много-образие современного мира и в партнёрство цивилизаций, способствующих формирова-нию позитивного имиджа России за рубежом;

- проведение мониторинга международных событий и деятельности международ-ных организаций, способных повлиять на состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации;

- обеспечение защиты прав и законных интересов российских граждан и соотече-ственников, проживающих за рубежом, на основе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации;

- содействие консолидации деятельности объединений соотечественников, прожи-вающих за рубежом, по обеспечению своих прав в странах проживания, сохранению свя-зей с исторической Родиной;

- оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, их нацио-нальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей посред-ством расширения связей с национально-культурными общественными объединениями в России;

- использование механизмов приграничного сотрудничества в целях этнокультур-ного развития, социально-экономического сотрудничества, создания условий для свобод-ного общения семей разделённых народов;

- создание в рамках межгосударственных контактов и договорённостей условий российским гражданам и соотечественникам, проживающим за рубежом, для гарантиро-ванного осуществления их гуманитарных контактов и свободы передвижения;

- реализация мер, направленных на противодействие проявлениям неонацизма, со-временных форм расизма, расовой и национальной дискриминации, ксенофобии, а также попыткам фальсификации истории в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в ми-ровой политике, ревизии характера и итогов Второй мировой войны, умаления подвига советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

- использование ресурса общественной дипломатии путём вовлечения институтов гражданского общества в решение задач международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;

- наращивание взаимодействия с международными и неправительственными орга-низациями в целях обеспечения прав и защиты национальных меньшинств, недопущения дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлеж-ности, использования двойных стандартов в понимании гражданских свобод;

- укрепление международного сотрудничества в сфере регулирования миграцион-ных процессов, обеспечения прав трудовых мигрантов;

- налаживание партнёрских отношений в рамках ООН, ЮНЕСКО, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Шанхайской организации со-трудничества, Содружества Независимых Государств и других международных организа-ций, поддержание инициатив институтов гражданского общества во взаимодействии с Русской православной церковью и другими традиционными конфессиями страны в сфере национальной политики.

 

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Эффективность реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государствен-ных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием политических, правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Стратегией.

Настоящая Стратегия входит в систему документов государственного стратегиче-ского планирования.

Правительство Российской Федерации разрабатывает план мероприятий по реали-зации настоящей Стратегии, который должен быть учтён при формировании федерально-го бюджета.

Реализация настоящей Стратегии осуществляется Правительством Российской Фе-дерации во взаимодействии с федеральными и региональными государственными органа-ми. Финансовое обеспечение реализации настоящей Стратегии осуществляется за счёт средств федерального и региональных бюджетов.

В качестве инструмента реализации настоящей Стратегии на федеральном уровне может рассматриваться государственная программа. На региональном и муниципальном уровнях инструментом реализации настоящей Стратегии могут стать региональные и му-ниципальные целевые программы.

В ходе реализации настоящей Стратегии Совет при Президенте Российской Феде-рации по межнациональным отношениям во взаимодействии с федеральными и регио-нальными органами, органами местного самоуправления, общественными объединения-ми, научными организациями готовит Президенту Российской Федерации предложения по уточнению приоритетных направлений настоящей Стратегии.

По решению Президента Российской Федерации проблемы реализации государ-ственной национальной политики Российской Федерации могут рассматриваться на засе-даниях Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации с участием представителей Общественной палаты Российской Федерации, со-вещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

Реализация настоящей Стратегии может осуществляться также путём заключения международных договоров Российской Федерации, принятия федеральных конституцион-ных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Прави-тельства Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных нормативных правовых актов.

Информационная и аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях может осуществляться путём привлечения информационных ресурсов заинтересованных государственных орга-нов и органов местного самоуправления, государственных научных учреждений.

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и утверждает основные характеристики (индикаторы), позволяю-щие оценивать состояние межнациональных (межэтнических) отношений в стране, эф-фективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции и органов местного самоуправления по реализации задач государственной нацио-нальной политики Российской Федерации;

б) осуществляет контроль за ходом реализации настоящей Стратегии и представля-ет Президенту Российской Федерации ежегодные доклады, составленные с учётом докла-дов субъектов Российской Федерации.

Корректировка настоящей Стратегии осуществляется по результатам анализа её ре-ализации и мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Реализация настоящей Стратегии призвана стать мобилизующим фактором, способствующим укреплению обще-российского гражданского самосознания, этнокультурному развитию народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, обеспечению государ-ственной безопасности, правопорядка и политической стабильности в обществе, а также росту международного престижа Российской Федерации.

Вернуться
Сделано в AIS.