История округа

История нашего округа.

 

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века вдоль Петергофской дороги появляется множество дачных посёлков. Один из этих посёлков – Княжево.

В настоящее время следов посёлка не осталось. «Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга» 2003 года определяет границы Княжево следующим образом: «между пр. Стачек, рекой Красненькой, Балтийской железнодорожной линией, ул. Подводника Кузьмина, пр. Ветеранов, ул. Зины Портновой, Ленинским пр. и Соломахинским проездом».
В ХVIII веке участки, на которых в дальнейшем появится Княжево, сменили многих владельцев. Среди них были Иоганн-Герман Лесток, лейб-медик императрицы Елизаветы Петровны, Григорий Александрович Потёмкин, сподвижник императрицы Екатерины II. В конце ХIХ века участок по адресу Петергофское шоссе,128 принадлежал княгине Варваре Силовне Урусовой, а по Петергофскому шоссе, 130 – отставному подполковнику Александру Ивановичу Семенихину.
27 апреля (10 мая) 1904 года князь Николай Евгеньевич Куткин купил эти участки, «расположенные по левой стороне Петергофского шоссе от С.-Петербурга: часть имения, бывшего Княгини Урусовой под № сто двадцать восьмым и смежную с ним часть имения, бывшего Семенихина, под № сто тридцатым, каковые части составляют ныне один участок …». На приобретённых землях Н.Е. Куткин решил построить дачный посёлок и назвать его и всё имение по своему титулу – Княжево.
Но летом 1905 года Николай Евгеньевич скончался, а участок на Петергофском шоссе унаследовал его троюродный племянник, статский советник Яков Иванович Куткин. 24 мая (6 июня) 1906 года был утверждён обновлённый план «пригородного дачного и зимнего посёлка Княжево». После этого началось строительство посёлка. Были проложены проспекты – Трамвайный, Княжеский, Тургеневский, а также несколько улиц. Участки в посёлке постепенно раскупались.
После кончины Я.И. Куткина имение Княжево перешло к вдове Анастасии Валентиновне Куткиной и её детям. В 1912 году нераспроданные земли на Петергофском шоссе у Куткиных выкупил Лоран Меус, бельгийский подданный, один из директоров Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги. В 1914-1915 гг. на территории имения было построено вагонное депо «Оранэлы», а по другую сторону Петергофского шоссе – Княжевская подстанция. В 1924 году посёлок Княжево получил название «посёлок имени Огородникова», но это название не прижилось. В годы Великой Отечественной войны посёлок был разрушен.
В 1960-е годы началась застройка территории бывшего посёлка Княжево и на его месте появился новый городской район, ставший частью Кировского района Ленинграда.

Материал подготовила Смирнова Е.Н.

Источники: Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб, 2013
Алексеев А.Ю. Владение представителями рода Куткиных имением «Княжево» (1904-1912 гг.) – (Материалы краеведческой конференции ЦБС Кировского района СПб. 2016 г.)

 

Освоение территории сегодняшнего Княжево началось ещё в петровские времена. В первые десятилетия XVIII века была проложена Петергофская першпектива. Дорога имела важное значение для развития города как путь, ведущий из Петербурга в загородную царскую резиденцию Петергоф. Посла отмены крепостного права в 1861 году начался процесс территориаль­ного распада крупных имений, имеющих достаточное количество крепостных крес­тьян, имения стали мельчать, и начинает­ся массовая скупка земель. Во второй половине ХIХ - начале XX веков в окрестнос­тях Санкт-Петербурга образовалось мно­жество маленьких дачных городков и по­селков. Одно из таких образований зимний дачный поселок Княжево, именно на его территории находится наше муници­пальное образование муниципальный округ Княжево. План поселка Княжево был утвержден 24 мая 1906 года.

В поселке были проложены Трамвайный, Княжеский, Тургеневский проспекты, а также несколько поперечных улиц. Здесь же, в 10 верстах от Адмирал­тейства, были предусмотрены церковь, лечебница, водолечебница, аптека, почта, телеграф и пожарная команда графа Ше­реметьева.

Княжево прекратило свое существова­ние во время Великой Отечественной вой­ны. Следов поселка в настоящее время не осталось. Территория поселка Княжево знаменита тем, что именно здесь на рубеже XIX - XX веков было запланировано появление первой электрической желез­ной дороги. Такие предложения появились еще в 1899 году, когда был выдвинут проект уст­ройства электрического трамвая между Санкт-Петербургом и Ораниенбаумом вдоль Петергофской дороги.

В 1912 году первый отрезок железно­дорожного пути был уложен на участке Автово - Стрельна. Реализовать проект на практике поручили князю А.Д. Львову, руководителю «Общества Ораниенбаумской электрической линии» в сокращен­ном варианте «ОРАНЭЛ». В народе ее про­звали «Оранэла».

Центральная электростанция строи­лась на берегу реки Екатерингофки, а три возводились в поселке Княжево (сохра­нилась постройка из красного кирпича на пр. Стачек вблизи Трамвайного пр.). В Княжево рядом с Автово появился вагонный парк с мастерскими (нынешний парк им. Котлякова, пр. Стачек, д.114).

Первый участок дороги от депо «Княжево» до Путиловского завода открылся только в декабре 1915 года, а в январе 1916 года трамваи и пошли по пр. Стачек до Нарвских ворот.

Напрашивается вывод, что именно «Княжево» является наиболее значимым и сохранившимся до сих пор в памяти людей наиме­нованием большого поселка, который су­ществовал на территории Муниципального Образования Муниципальный Округ № 25.

В 1941-1945гг. к югу от Дачного проходила линия фронта.

Наш микрорайон один из первых принял на себя удары войны. Деревянный пригород Ленинграда Дачное в годы войны был уничтожен обстрелами. Часть домов разобрали на оборонительные сооружения. В 60-е годы район, напоминающий пустырь, стал застраиваться. Проект его планировки разрабатывали архитекторы В.А.Каменский, А.В. Жук, С.Г. Майофис, Т.В.Николаев. В кварталах Дачного преобладают дома, построенные Автовским ДСК. В настоящее время Дачное благоустроенный район Санкт-Петербурга, А о событиях военных дней на территории Муниципального округа № 25 напоминают памятники, обелиски, сохранившиеся ДОТы и улицы, названные именами героев. Вот истории некоторых

Улица Подводника Кузьмина получила имя бесстрашного балтийского подводника, командира подводной лодки «Щ-408» Павла Семёновича Кузьмина. 19 мая 1943 года экипаж этой подводной лодки, потопив два фашистских сторожевых катера, погиб в неравном бою. В память о Герое войны П.С. Кузьмина на одном из домов установлена мемориальная доска.

Другая улица носит имя Зины Портновой. Она названа в 1962 году в память об отважной партизанке, Герое Советского Союза, Зинаиде Мартыновне Портновой (1926-1944 гг.) в честь нее на улице установлен мемориальный барельеф.

Проспект Ветеранов так была переименована в 1964 году улица Срединная в Дачном. Название проспекту дано в честь участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Сейчас проспект Ветеранов начинается от ул. Зины Портновой, пересекает проспект Маршала Жукова, ряд улиц и доходит до улицы Пионерстроя в Сосновой Поляне.

В 1976 году название проспекта было присвоено станции метрополитена «Проспект Ветеранов».

В начале XX в. на юго-западной окраине Санкт-Петербурга была небольшая невзрачная улица. Ютившиеся в ветхих бараках рабочие Нарвской заставы с горькой иронией прозвали ее "Счастливой». В 1919 году, когда войска Юденича подступали к Петрограду, жители этой улицы сожгли свои деревянные постройки для того, чтобы расчистить сектор обстрела. На этом месте были установлены артиллерийские батареи, построены баррикады. Счастливая улица исчезла, но не навсегда.

В 1964 году новую улицу в Дачном назвали Счастливой. Она проходит от бульвара Новаторов до проспекта Народного Ополчения.

На территории Дачного в течение всей блокады располагались две дивизии народного ополчения, которые занимали оборону вдоль линии Балтийской железной дороги. В 1964 году проспект, проходящий вдоль нее, был назван проспектом Народного Ополчения. Во многих школах ведется большая работа по героико-патриотическому воспитанию учащихся.

Вторая оборонительная линия проходила по территории нынешнего Ленинского проспекта, между домами 136 и 138.

В школе № 274 (Дачный проспект, д. 34 корп. 2), открыт музей имени Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО). Ученики собрали средства на изготовление скульптуры воина-ополченца, которая затем была установлена возле школы (скульптор Э. Насибуллин). Слова для обелиска «Ополченец" написал поэт Р. Рождественский:

«Услышав горячим сердцем

Зов родимой страны,

Они ушли в ополченцы,

Они в бессмертье ушли...»

Ежегодно в День Победы в стенах этой школы проходят встречи ветеранов-ополченцев с молодежью.

В школе N3 538 (бульвар Новаторов, д. 40) организован музей боевой славы 276-ой бомбардировочной авиационной дивизии, в школе №481 создан зал «Чекисты», в школе-интернате № 2 создан зал «Огромное небо», посвященный двум советским летчикам капитану Б.В. Капустину и старшему лейтенанту Ю.Н. Янову, погибшим под Берлином. Их подвигу В. Рождественский посвятил «Балладу о летчиках, Оскар Фельцман положил ее на музыку, а певица Эдита Пьеха дала ей жизнь на эстраде.

Среди памятников, посвященных Великой Отечественной Войне, один имеет особое значение, поскольку стоит на месте Триумфальной арки Победы, это созданный на Кировском заводе в годы войны КВ-85 "Танк-победитель». Напоминают о войне и ДОТы, установленные по Ленинскому проспекту. На территории МО на пр. Стачек в 2007 году №25 был организован Памятник Блокадному трамваю, у этого памятника стали проводятся торжественные митинги, приуроченные к памятным датам,

Главная магистраль Дачного Ленинский проспект (до 1977 года проспект Героев) является частью дуговой магистрали, создание которой было предусмотрено генеральным планом города (1966г.) с целью обеспечения удобной транспортной связи между всеми районами новостроек Петербурга.

В середине 1960-х годов на северной стороне проспекта по проекту архитектора А.Я. Мачерета были сооружены шесть однотипных девятиэтажных жилых домов. Их фасады покрыты облицовочным розовым кирпичом, а первые этажи черной керамической плиткой. В них размещены торговые залы универмага «Нарвский». Застройка противоположной стороны Ленинского проспекта началась в середине 1970-80-х годов по проекту, разработанному под руководством архитектора Е.М. Полторацкого. Возведенные здесь башенные здания связаны на уровне первых этажей павильонами обслуживания. Несколько в стороне от проспекта, к северу от него ещё одно высотное здание научно-исследовательского института галургии. Оно было возведено на рубеже 1970-1980 годов по проекту архитектора А.В. Жука. На пересечении Ленинского проспекта и проспекта Стачек к 50-летию Победы установлен обелиск «Бойцам Нарвской заставы 1941-1945 гг.».

Контрастное противопоставление спокойной горизонтальной застройки и ритмично размещенных домов-башен придало Ленинскому проспекту черты торжественности и парадности.

Мы живем на земле Кировского района. Это наша «малая Родина», достойная города Санкт-Петербурга.

Вернуться

Комментарии 1

spravocnikpolekarstvam.ru
spravocnikpolekarstvam.ru от 7 февраля 2017 00:54
Обширная сеть лечебно-профилактических учреждений, службы санитарной авиации, скорой помощи, оснащение окружной больницы необходимым диагностическим оборудованием и аппаратурой позволили оказывать населению округа квалифицированную медицинскую помощь. Численность врачей и среднего медицинского персонала к 1990 г. достигла 550 человек.
Сделано в AIS.